Взлетающая птица, символизирующая одновременно мир и духовность, – таким известный израильский скульптор Франк Мейслер увидел Киев. В 2009 году в столице Украины появился памятник Ивану Мазепе, адрес которого, как указывают путеводители, – одноименная улица под тринадцатым номером.
Учитывая неоднозначность и отношения к гетману и анафемы, которой он был предан “за царя Гороха”(1), номер удивления не вызывает. Бронзовый вращающийся шар, обрамленный силуэтами церквей, возведенных при финансовом участии Мазепы, – так выглядит сооружение, второе название которого – “Вечный Киев”.
Можно проводить параллели, например, с тем, что вечным город останется, если его уберегут и нынешнее поколение и будущие. С одной стороны, в подтверждение сказанному – киевский Дворец детей и юношества, до которого рукой подать, где растет, поет и танцует будущее. С другой – история места, связанная с Николаевским военным собором, разрушенным советской властью.
Несмотря на пресловутый “человеческий фактор”, времени свойственно залечивать раны, нанесенные даже мироустройству. Символ мира, голубь, – один из главных элементов композиции, – стремится взлететь, одновременно укрывая Киев от потрясений. Защитить город-миллионник нелегко, даже если ты сильная миролюбивая птица.
Когда-то, в далеком Х веке, здесь стояла деревянная церковь. Ее возвела равноапостольная княгиня Ольга во имя святого Николая. Предположительно в этих местах погиб Аскольд, и церковь в честь имени святого, которое он получил при крещении, стала местом памяти – Аскольдовой могилой. Так начал складываться Никольский Пустынный монастырь – Малый Николай. На его территории “…иждивением пана Ивана Степановича Мазепы гетмана” в 1690-1696 г.г. была воздвигнута каменная церковь. Об этом Петру (2) он писал так: “Создана эта церковь каменная на винограде… в честь и память святого… чудотворца Николая”. “На винограде” значило – на части виноградника.
В 1831 году Военное ведомство получило в пользование новые территории, а собор, включенный в них, – статус Никольский Военный и народное прозвище Большой Николай. Так у воинской доблести появился символ, а у людей – место почитания живых и павших воинов.
Фронтон главного входа, увенчанный пятью позолоченными куполами так описывали в одном из тогдашних путеводителей: “…лепные оригинальные узоры, большое количество украшений, пышность и богатство, но с художественным вкусом”. Внутренние колонны, иконостас из золотистых “кружевных” узоров и даже тончайшие “капризные завитки” орнамента на золоченых киотах икон, – в 1912 году искусствовед и историк Зинаида Шамурина успела все это увидеть и описать: “Виноградные гроздья, листья, цветы ручной работы, – свет на все это лился только сверху из купола, что придавало атмосфере мерцание и торжественную таинственность”.
Спустя век, в 1931 году, как говорит историк Кирилл Третьяк, Большой Николай снова будет связан с военным отделом, в этот раз советским. Киевский городской совет постановит его закрыть. После чего собор обезглавят и разберут “на кирпичи”. В тридцатых на монастырских землях согласно проекту Иосифа Каракиса построят помпезное здание, а в шестидесятых на месте собора – Дворец пионеров, сейчас – Киевский Дворец детей и юношества.
У взлетающего голубя, как увидел Франк Мейслер, две половинки. Они соединяются у клюва и символизируют единство – левобережной и правобережной частей Украины. Птица старается защитить город, обрамленный силуэтами православных храмов. Пусть у нее все получится.
—————
(1) “за царя Гороха” – в значении “очень давно”
(2) Петру – русскому царю
One thought on “Вечный Киев гетмана Мазепы”