11 марта 2017 года Владислав Дятлов, историк, один из лучших гидов Киева, провел экскурсию “Тайны Старокиевской и Замковой Горы”. Так Паломническим Центром Украинской Православной Церкви был начат цикл благотворительных экскурсий для молодежи по Киеву.
Время расцвета Киевской Руси
Время правления Владимира и Ярослава – это период расцвета Киевской Руси. Продолжая развивать начинания Владимира, его сын Ярослав Мудрый занимается, в частности, и градостроительством. Закономерным этапом деятельности становится расширение Верхнего города в Киеве.
Согласно историческим документам и исследованиям, все средневековые крупные города, как правило, делились, минимум, на две части: нагорную цитадель, – где население могло бы укрыться во время военных действий, и торгово-ремесленный нижний город.
Какой такой детинец?
Именно от слов, связанных с “цитаделью” и корнем и смыслом, – “деваться”/прятаться или “деться”/спрятаться, происходит старославянское слово “детинец”, – деться, девать. Это не “детский возраст” города, как можно подумать, а “куда деться в случае опасности”.
Нижний город в разных местах называли по-разному. В Киеве Гора – это Верхний город, а Подол – Нижний. Верхний время от времени рос, а, когда Ярослав расширил его до 80 гектаров, Золотые ворота оказались самой западной точкой въезда в город.
Историки, опираясь на археологические исследования, подсчитали, сколько, предположительно, времени понадобилось на строительство валов-укреплений, существовавших на тот момент. Если бы ежедневно работало по 1 000 человек, то строить пришлось бы 4 года. Сами валы достигали в высоту 16 м, их “подошва” в некоторых местах составляла 27 м, а общая длина – 3,5 км.
Золотые, Лядские, Софийские, Львовские
Число ворот, через которые можно было попасть в город, равнялось четырем. Западные (на карте вверху 3) – Золотые, главные, самые прочные, красивые и неприступные. От них до центра – Софийской площади (на карте вверху 1) было 450 м. До Майдана, где были сооружены южные, Лядские (на карте вверху 4), ворота, – 650 м. Лядо – это участок земли, где выкорчевали лес. Южные ворота были самыми слабыми.
До Софийских ворот, находящихся на стыке города Ярослава и города Владимира, – 400 м. До нынешней Львовской площади, где располагался северный выезд из Киева – Иудейские ворота, позже переименованные во Львовские (на карте вверху 5), – 550 м.
Почему Золотые?
Главные ворота Константинополя были золотыми. И Ярославу Мудрому хотелось, чтобы Киев напоминал Константинополь. В одной из хроник Киев ХІ веке так и назван: “соревнователь Константинополя”, – в славе, великолепии и богатстве.
Через Золотые ворота въезжали иностранные послы. И через них Киев ни разу не был взят, – в летописях нигде об этом не говорится. Боевые стычки – да, были. Куда же без них?
Меч-щербец как знак престижа
В одной из польских хроник есть легенда о пощербленном мече, который использовался при коронации королей в Польше. Хроника Анонима Галла говорит о том, что Болеслав I, а, возможно, и Болеслав II, нанес удар о створки Золотых ворот и пощербил/повредил меч.
Другими словами, тот, кто ударил, смог позволить себе это сделать, так как прикоснуться к Золотым воротам уже само по себе было престижным.
А был ли штурм?
В Польше XI века действительно жили два выдающихся князя. Они принимали участие в междоусобицах и да, входили в Киев. Но не в результате штурма, – вход в город им открывали те, на чьей стороне князья выступали.
Есть в летописи и другое, более документальное, свидетельство. Одним из желающих прикоснуться к воротам “претендентом” был половецкий хан. Свое бахвальство он выразил словами: “Хочу, как мой отец, ударить мечом о Золотые ворота”.
Как утверждают историки, здесь есть отсыл к нападению на Киев половцев в 1096 году. Половецкий хан-отец тогда опустошил окрестности Киева, поджег многие монастыри, но самого города не взял.
Возможно, ударил о ворота мечом. Сын же, возжелавший тоже “ударить мечом”, погиб, не реализовав задуманного.
Было и есть
Сейчас у Золотых ворот есть боковые “крылья”, выложенные дубовыми колоннами, – это имитация участков древнего вала с деревянными укреплениями, примыкавшими к воротам. Как выглядели эти укрепления?
Высокая насыпь, которая покрывала неровные склоны, в самом начале выстилалась несколькими рядами срубов. С внешней стороны присыпался скат вала. С городской – делали пандусы, по которым могло подняться достаточное количество дружинников. Чтобы затем, в случае боевой тревоги, они могли бы быстро занять бойницы и приготовиться к обороне. Кроме основных фортификаций, создавались постройки и кладовые. Часть срубов заполняли землей или камнями, и крепость становилась неприступной.
“Композицию” завершал глубокий и широкий ров, чтобы вражеской коннице было нелегко сходу взять город. А вручную метать камни, стрелы и копья, направленные в крепость, было далековато. В последствии валы постепенно были разобраны. В наше время улица Ярославов Вал – дань памяти и истории.
Золотые ворота упоминаются в летописи под 1037 годом, но ученые говорят, что это – не год их строительства. Это – просто дата, когда летописец описывает все, что было построено в Киеве при Ярославе Мудром. В частности, Софийский собор, два собора-монастыря: святого Георгия Победоносца и мученицы Ирины, Золотые ворота и укрепления.
В настоящее время воссоздана башня из камня, которая завершается каменной надвратной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.
Почему церковь – Благовещенская?
Ярослав конкурировал с Константинополем, который был посвящен Богородице. Византия мыслила себя как стремящееся к идеалу земное христианское государство.
Город – большой храм и образ небесного Иерусалима. И поэтому под небом этого города предстоит Богу сама Пресвятая Богородица как образ идеальной церкви и веры. Будущая Богородица безропотно и с полным доверием Богу приняла свою судьбу: понесла страдания, проявила мужество, терпение, ей пришлось быть в гонении, когда нужно было спасаться в Египте. Она – собирательный образ всей церкви, и потому главный храм в Константинополе – Софийский.
В Киеве Ярослав тоже строит Софийский собор, но первое культовое сооружение, с которого начинается город для любого путника, – это Богородичный храм. Он находится при входе, при Золотых воротах. Один из первых христианских праздников – Благовещение, когда дева услышала благую весть о том, что будет Богородицей.
В “Слове о Законе и Благодати”, где также упоминаются Золотые ворота, митрополит Киевский Илларион так толкует смысл: подобно тому, как Архангел пришел к Пречистой Деве Марии со словами: “Радуйся, благодатная, Господь с тобою”, так же и христианин, войдя в столичный Киев, должен сказать: “Радуйся, благоверный город, Господь с тобою”.
Итак, главный въезд в Киев украшала надвратная церковь Благовещения. Высота его составляла 12 м, ширина – 6,4 м. Путники, направляющейся в Софийский монастырь, вначале “встречали” ее, а затем проходили мимо храмов – Ирининского и Георгиевского, каждый из которых был увенчан пятью куполами. Восхищение и душевный трепет заморским гостям были обеспечены.
Где Ярослав Мудрый возвел церковь в честь своей супруги великой княгини Ингигерды (Ирины), и что находится сейчас на месте Георгиевского собора в Киеве? Продолжение следует.
Что почитать еще?
Арсенал, где живет искусство
Вечный Киев гетмана Мазепы
Собрание паломнических служб: впечатления участников
Интересное погружение в историю древнего Киева и его развитие при разных князьях. Было интересно узнать много новой информации о городе-герое Киев.