Автор Александр Ворсин
Завершился очередной фестиваль православного кино «Покров». Обычно этот форум открывается лучшими работами, которые, по мнению организаторов, не нуждаются в конкурсном рассмотрении. В этот раз фестиваль начался фильмом «Монах и бес». Однако признавать его эталоном православного кино – большая ошибка.
Среди ценителей православного кино в последние годы часто слышу возгласы разочарования – мол, перестали снимать кино в церковной ограде. Да так, чтобы главный герой – добрый батюшка с окладистой бородой, да чтобы свечи и купола из кадра не выходили. Дескать, все норовит режиссерская братия про христианские добродетели окольными путями рассказывать.
И вот, наконец – дождались! Главный герой – монах, действие происходит в монастырской ограде, а название «церковнее» и не придумаешь – «Монах и бес». Заявленный жанр – комедия – обещал не только полезное, но и веселое зрелище.
Однако, сразу после просмотра, фильм оставляет крайне неприятное «послевкусие». Попробуем разобраться – почему? Автор фильма Юрий Арабов. Он создал более 20 сценариев полнометражных игровых лент. Ведет мастерскую драматургии во ВГИКе, с 1994 года возглавляет кафедру кинодраматургии.
В качестве режиссера и автора идеи, в титрах фильма фигурирует не менее известный мэтр кино – Николай Досталь. Среди актеров – Борис Каморзин, Роман Мадянов, Тимофей Трибунцев, Никита Тарасов, Георгий Фетисов. Все актеры без исключения – с немалым опытом и обширной фильмографией. Съемки проходили в России и в Иордании. Добротности декораций можно только порадоваться. Среди них – копия фасада Иерусалимского Храма Воскресения Христова в натуральную величину. В общем, «матчасть» – на очень приличном уровне.
Для того чтобы фильм отвечал церковной тематике, авторы проанализировали жития нескольких святых и из них составили «мозаику». Этот прием для православного кинематографа не нов. Вот в этой компиляции авторы и допустили ряд непростительных ошибок. Поговорим о них.
Основная канва событий фильма «Монах и бес» вращается вокруг путешествия главного героя в Иерусалим верхом на демоне. Этот случай взят из жития святителя Иоанна Новгородского. Силой крестного знамения святитель связал беса, спрятавшегося в рукомойнике, а потом заставил везти себя на Святую землю. После этого паломничества демон жестоко мстил святому. Но именно последний факт и опущен создателями фильма. Вместо этого нам предлагается аналог сказки про Старика-Хоттабыча, в которой герои путешествуют, ведут философские беседы, вместе попадают в приключения, и, в общем, ведут себя панибратски.
Однажды демон Легион, все же, вспоминает о том, кто он и в приступе покаяния спрашивает у Ивана – что ему делать, чтобы Бог его простил. И Иван – Семенов сын – учит демона: «обратись лицом к востоку, стой три года на одном месте, взывая к Богу: “Боже, помилуй меня – злобу древнюю! Помилуй меня – прелесть помраченную! Помилуй меня – мерзость запустения!»
Этот диалог взят из жития преподобного Антония Великого. Демон не мог сломить его ни силой, ни кознями, а потому изобразил покаяние и попросил научить молитве. Здесь-то и прозвучали процитированные слова. После этого демон с хохотом удалился, прокричав преподобному Антонию, что если бы он захотел назвать себя злобою древнею, то уже давно бы это сделал и был бы спасен, однако, бесы уже не могут покаяться. Вопреки житийной версии, герой нашего фильма Легиоша (имя-то какое дивное!) ведет себя по-другому. Он кается!
Мы негодуем, когда из контекста Священного Писания вырываются цитаты и их используют, как заблагорассудится. Почему же здесь никто не бьет тревогу, ведь извратили житие основателя монашества! Почему создатели фильма отбросили реальное развитие диалога? Думаю потому что оно пошло вразрез с художественным замыслом. Ради эффектного сценарного хода авторы использовали подлог.
Кстати, Паисий Святогорец тоже пытался молиться о покаянии бесов и во время этой молитвы ему явился демон, который стал передразнивать старца. Этот перечень можно продолжить, поскольку в Священном Предании о покаянии демонов сказано много.
Достаточно было бы вспомнить Иоанна Дамаскина: «Падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти».
Можно было бы возразить, что пространство фильма – это не «Точное изложение православной веры». Дескать, в кино позволителен вымысел, даже если он является ересью.
Но и при такой смелой натяжке фильм «Монах и бес» нельзя назвать православным. Более того, он – антиклерикален. Монастырская жизнь в нем изображена в традициях советской сатиры. Карикатурно тут все: шествие монахов в трапезную, исповедь, богослужение, беседа игумена с архиереем. Если картину «Монах и бес» называют «православным кино», то прошу в эту же рубрику включить «Сказку о Попе и его работнике Балде», ведь там тоже есть герой в рясе.
Можно оправдать режиссера как художника: для выделения «луча света» всегда нужно «темное царство». Но этим «темным царством» в фильме стала Церковь.
Кстати, этот контраст дал нужный эффект. Положа руку на сердце, скажите – кто из героев ленты наиболее симпатичен? Правильно – бес Легион. Он блещет эрудицией, изысканно одет, великодушен – в общем, позитивен еще до начала своего покаяния. А окружающие его людишки злы, трусливы, надменны, алчны. Самыми глупыми и жестокими выглядят монахи. По приказу игумена они связывают своего собрата по рукам и ногам и отправляют на плоту по реке. Кстати, факт позаимствован из жизни уже известного нам святителя Иоанна Новгородского, вот только светлый житийный эпизод создатели фильма опять извратили. В общем, говоря словами главного героя фильма: «Все у твоего брата вверх тормашками».
То, что такие фильмы снимаются, – не плохо и не хорошо. На просторах интернета много всякого контента, который анализу не поддается и весь его нам никогда не пересмотреть. Ну, снят очередной пасквиль про Церковь, – что нам до того? Но ведь нет – из всего многообразия фильмов уважаемые организаторы фестиваля «Покров» вытащили на свет именно эту ленту и наградили ее по четырем номинациям! Почему? Отсутствие вкуса или злой умысел? Первое представить трудно, а второе страшно.
Что сделано – то сделано. Фильм снят и о нем уже сообщили все церковные СМИ. Смотреть ли его после этого? Думаю, что да. Хотя бы для того, чтобы потом, на контрасте, узнать настоящее, светлое кино.
Александр Ворсин
вот спасибо за рецензию, сделала вывод, что смотреть не буду… не мое
Оказывается, даже устоявшиеся и известные моменты можно толковать по-разному…
на м взгляд, тема религии очень взрывоопасная, на эту тему снимать фильмы – надо ой как тонко к этому подходить…
Согласна! И подходить тонко, и “матчасть” знать на пятерку…
Фильм, помимо всего, прочего, мероприятие коммерческое. И режиссер обязательно думает о тех, кто будет покупать билеты на его творение. Чем уже круг людей, которым ракурс фильма будет интересен, тем ниже выручка. А так – и скандал небольшой обеспечили, судя по всему, и нацелились на довольно широкую аудиторию. А вопрос совести, исторической правды и иже с ними там, где большие деньги, редко выходит на передний план.
Будем надеяться, что человечество все же изменится к лучшему… 🙂
не нравятся мне спекуляции на чувствах верующих, я хоть и атеистка, но уважаю взгляды других… к чему приводят насмешки над религий, мы уже видели… не дай бог!
Да, это точно. Будем внимательны в таких вопросах…
Думаю, тем, кто сам не знал монашеской жизни, никогда вполне и не представить, а значит, и не рассказать, что это такое. Так что все фильмы на эту тему могут быть только приближенными, вариациями на тему. Ну и опять же у всех такое свое видение…