Давным-давно все, что могло служить источником приятного запаха, использовалось человеком в косметических или лекарственных целях. Ароматы окружали и окружают людей с самого рождения, сопровождая их во многих знаковых моментах жизни.
Острова Цейлон и Суматра, а также Малакский полуостров открыли человечеству корицу, камфору, сандал и другие ароматные чудеса. Сирия и Индия подарили знакомство с амброй, мускусом, миррой и шафраном. Согласно легенде, дошедшей до нас из глубины веков, первым обладателем духов стал простой греческий паромщик Фаон. Привлекательной внешностью, он, к сожалению, похвастать не мог, секреты красоты ему были недоступны, а потому на благосклонность женщин даже не надеялся. Ему на помощь пришла Афродита, подарившая ему волшебную воду, после чего Фаон сумел очаровать прекрасную Сафо… У древних египтян ароматические травы, цветы и масла становились атрибутами духовной жизни, а египетские женщины точно знали, как применять благовония во время красочных празднеств.
История – субстанция противоречивая. В то время как на Востоке считалось, что дым от благовоний, поднимаясь вверх, приближается к Богу и соединяет видимый и невидимый миры, в Европе, согласно религиозным убеждениям, духи были признаны ненужным излишеством. Как бы там ни было, но жизнь не стоит на месте, она постоянно движется. Секреты красоты оказываются доступны не только колдунам и колдуньям, – несмотря на то, что искусство создавать и смешивать запахи одно время приравнивалось к занятиям черной магией, известный врач Авиценна, соединив ароматические масла и растворив их в спирте, предвосхитил рождение духов. Произошло это в ХІ веке, когда в Грасс (Grasse) на юге Франции попали иерусалимские розы и жасмин, доставленные туда завоевателями. Позже Грасс стал столицей мира парфюмерии, «городом цветов», «городом парфюмеров», а розы, жасмин и лаванду в нем начали выращивать для использования в производстве духов.
В средние века многие считали, что ароматические вещества способны останавливать время, продлевать молодость и сохранять красоту. «Вода венгерской королевы», носящая почетное звание первых духов, – тому свидетель. Монах-отшельник передал королеве Эльжбете волшебный рецепт. Говорят, что королева была в возрасте и, к тому же, тяжело больна. Ароматная розмариновая вода не только поставила ее на ноги, но и помогла выйти замуж за молодого польского короля Казимира.
- Каждая эпоха может поведать свою историю ароматов, так как именно они, как зеркало, отражают настроения, надежды, мысли и модные направления своего времени.
Благодаря итальянцу Франжипани, растворившему душистые вещества в виноградном спирте в XVI веке, мир парфюма получил возможность создавать огромное количество сочетаний запахов. Согласно этикету французского королевского двора, всем придворным надлежало пользоваться косметикой, ароматическими маслами и духами. В частности, духи применялись знатными дамами для создания исключительно «своего» индивидуального аромата, а он, в свою очередь, становился признаком индивидуальности и стиля. Примерно в то же время запахи живых цветов, смол, деревьев и трав люди «заключили» в стеклянные емкости – флаконы, а изготовление и продажа парфюмерии получили государственную поддержку во Франции.
XVIII век разделяет духи на мужские и женские, а продолжение истории развития индустрии ароматов снова не обходится без итальянцев. Джованни Мари Фарина, обосновавшись в Кельне, в 1709 году открывает с сыновьями парфюмерный магазинчик. Именно Фарине обязана своим рождением душистая вода, при изготовлении которой использовались виноградный спирт и душистые масла.
Вода из Кельна, еаu de Cologne, пришлась по душе Наполеону, и он приказал возить ее из Германии. Император настолько привык к удовольствию обливаться» ею ежедневно с головы до ног, что нашел выход из положения даже в ссылке, когда одеколон закончился. Наполеон сочинил свой рецепт аромата, добавив в его состав бергамот. Произведение императора получило название «туалетная вода», прижилось и стало официальным в XIX веке.
Начало нового столетия принесло с собой новые веяния и свободы. В двадцатые годы XX века и туалетная вода и духи стали изготавливать с использованием синтетических веществ – альдегидов. И тогда же на парфюмерию обратила свой взор художественная богема.
- Духи должны соответствовать стилю, по крайней мере, стараться его передать и подчеркнуть, а значит, могут быть объектом творчества.
Модные Дома, производящие коллекции одежды, начинают выпускать ароматы под своими марками. Впереди планеты всей мировая классика в образе «Шанель №5». «Я представляю коллекцию платьев пятого числа пятого месяца, то есть в мае. Значит, оставим духам номер, который они носят. Этот 5-й номер принесет им успех», – решила Коко Шанель.
Ветер перемен заставляет мир встряхнуться. Отбросив в сторону шляпки, женщины стригут волосы, надевают маленькие платья и бросают вызов всем и вся. В моде – чувственность и страсть.
1947 год – Кристиан Диор заставляет слабый пол увлечься осиными талиями и пышными юбками. В этом ему помогает аромат Miss Dior с яркой шипровой нотой. На пике популярности – зеленые композиции.
1966 год – да здравствуют короткие юбки, Rolling Stones и идея унисекс, нашедшая воплощение в туалетной воде Eau Sauvage.
1977 год – Ив Сен-Лоран в своем стиле бросает миру вызов, презентуя восточный парфюм Opium. В образе, который кутюрье использует в рекламе своих духов, он обходится без одежды.
1980 – 1990: всего и побольше! Юбки становятся уже, плечи – шире, возрождается рукав «летучая мышь» все это посыпается блестками, а в мире ароматной моды властвуют Obsession и Calvin Klein
2000 – созданием ароматов увлеченно занимаются все ведущие модельеры и Дома моды. Духи становятся «второй одеждой», их количество приближается к количеству вещей в гардеробе, быть верным одному запаху теперь совсем не обязательно. Модели и модельный бизнес также произносят свое веское слово во славу модного творческого процесса. А практически рядом с такими межгалактическими звездами, как Перис Хилтон, Синди Кроуфорд и Клаудией Шиффер существует и девочка-подросток. Своих почитателей завоевывают ароматы унисекс: CK 1, Odeur 53, Bvlgari.
Открытием и символом десятилетия становятся духи J’Adore, Dior. Лимитированный выпуск парфюмерной воды преподносится в коллекционной версии флакона haute couture, который сам по себе уже является необычным аксессуаром.
«Эротичные без вульгарности и женственные без навязчивости», – это J’Adore, Dior.
Читать еще:
Балуем кожу и поддерживаем ее здоровый вид
Бодрость духа, грация и пластика
Мне сложно подобрать духи из-за аллергии на запахи.